Понятие ИБ в образовательной организации
Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:
• персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
• обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
• защищенная законом интеллектуальная собственность.
Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.
В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит:
• обеспечение сохранности защищаемых данных;
• поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц;
• обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц.
Также специалисты по ИБ обязаны не допустить несанкционированные изменения данных и их утрату.
Информационная безопасность
Документы
Детские безопасные сайты
Родителям
Список советов по безопасности:
Антивирусное программное обеспечение
Пренебрегая антивирусными программами, вы подвергаете устройство вашего ребёнка риску. Данные программы предназначены для предотвращения совершаемыми киберпреступниками попыток взлома цифровых устройств – ноутбуков, планшетов, смартфонов и т. д. Рынок предлагает широкий ряд антивирусного программного обеспечения, которое включает в себя инструменты для защиты детей от угроз в сети. Ниже представлены некоторые из основных поставщиков антивирусных программ:
Dr.Web Security Space 11
Kaspersky Internet Security
ESET NOD32 Smart Security
McAfee
TrendMicro
Symantec (Norton)
Большинство платформ антивирусного программного обеспечения предоставляют собой эффективные инструменты, блокирующие доступ ребёнка к сайтам, содержащим вредоносное ПО. Используя антивирусESETNOD32 SmartSecurity родители сами выбирают те категории сайтов, к которым несовершеннолетний будет иметь доступ. Переход на все остальные ресурсы, не попадающие под данные категории, будет заблокирован.
VPNs (виртуальные частные сети)
Что такое VPN? Простыми словами «Виртуальная Частная Сеть» – это технология, позволяющая обеспечить безопасное сетевое соединение поверх небезопасной сети. С помощью VPNs можно использовать Интернет не опасаясь, что киберпреступники смогут определить местоположение пользователя, а значит не смогут воспользоваться данной информацией для кибератаки. Ниже представлены несколько крупнейших VPN серверов:
ExpressVPN;
Hotspot Shield;
Windscribe;
TunnelBear;
Hide.me.
Многие из тех антивирусных программ, перечисленных ранее, уже включают в себя VPN технологию, что позволяет пользоваться всеми преимуществами комплексной защиты, оберегая как свой компьютер от вредоносных программ, так и ребенка от угроз киберпреступников.
Приложения для реализации родительского контроля
Приложения родительского контроля – это незаменимый инструмент, позволяющий родителям отслеживать активность ребёнка в Интернете. Используя данные сервисы, можно узнать, какие веб-сайты посещал ребёнок, какой контент он просматривал и какие приложения использовал.
Приложения, реализующие родительский контроль, становятся действительным залогом безопасности для всех, кто стремится обеспечить благополучие своих детей в эпоху Интернета.
Ниже представлены лучшие приложения родительского контроля:
Где мои дети;
Kids360;
Norton Family Parental Control;
Screen Time;
KidControl;
mSpy;
KidLogger;
K9 Web Protection.
С их помощью можно ограничить время нахождения ребёнка в интернете, что увеличит количество времени для общения с друзьями и семьей, прогулок на свежем воздухе и занятий спортом. Кроме того, данные программы предоставляют родителям возможность блокировки определенных веб-сайтов, еще до того, как ребёнок обратится к ним – в том числе сайтов с играми и сайтов, содержащих порнографические материалы.
Утилиты для родительского контроля за посещаемыми детьми сайтами
Документы
Педагогам
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Методические и справочные материалы
Название 3 материала
Описание материала